Доступная среда в МБОУ Багаевской СОШ№3
- Школа имеет специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет проектной деятельность, кабинет ОБЖ, кабинет информатики, кабинет технологии.
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются кабинет педагога-психолога (комната релаксации), кабинет учителя-логопеда, кабинет тьютора, кабинет социального педагога.
- Школьная библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеют доступ к учебно-методической, художественной, научно-познавательной литературе и электронно-образовательными ресурсами.
- Школа имеет объекты спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: спортивный зал и спортивная площадка.
- Школа обеспечена средствами обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:оборудованная сухим квадратным бассейном с цветными шариками наглядным пособием «Дары Фребеля», массажным мячом TORRES c максимальной нагрузкой 300 кг., мячом ортопедическим с максимальной нагрузкой 300 кг., комплектом, состоящим из настенного панно «Водопад», имитирующим движение воды, издающим звуки падающей воды и пение птиц, детским складным креслом «Трансформер», пуфиком-креслом «Груша» с гранулами, сенсорной тропой для ног, игровым тактильным панно «Ежик», тактильная дорожка из 7-ми элементов. Дорожка состоит из 7 составных модулей, имеющих различный тип поверхности (мягкий, жесткий, гладкий, шероховатый и т.д.). Большой сенсорный уголок с тремя колоннами. Развивающая панель "выпуклое зеркало". Интерактивная доска promethean activboard 578 pro. Тактильно-развивающая панель "Замочки" Тактильно-развивающая панель "Кисточки", Комплект лабиринтов для развития моторики: Цветок, Колесо, Пруд (3шт.). Мат напольный. Сенсорные краски Тактильно-развивающая панель "Текстуры". Прозрачный мольберт. Подушка с гранулами. Тактильно-развивающая панель "Планетарный механизм". Световой столик на ножках для рисования песком, подсветка КСВ. Размеры 600*700*90мм + регулируемые ножки 40-55см. Балансировочный диск.. Фибероптический душ "Солнышко". Интерактивная панель "Бесконечность -И". Мягкий набор-конструктор "Кубики" 20x20 см (15шт). Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением "звездный дождь" 100 волокон х2м. Источник света в комплект. Набор матов "ручки, ножки, башмачки". Большая акустическая тактильная панель. 145*115см. Тактильно-развивающая панель "Времена года". Комплекс "Формула Д". Опора (60x30x30) - 2 шт., цилиндр (Р30*120) - 1 шт., мат (180x60x7) - 1 шт. Дидактический стол с набором.
- Обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в здание школы, а также их пребывание в школе (наличие специализированного пандуса при входе в здание, поручней, расширенных дверных проемов, наличие аудиторий на первом этаже). Имеются выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов и лиц с ОВЗ, подъемник лестничный гусеничный Т09 «Roby» (для стандартных ручных колясок).
- Специальные условия питания осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», целях реализации пункта 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во исполнение постановления Администрации Багаевского района от 31.08.2020 года № 492 «О внесении изменений в постановление Администрации Багаевского района от 24.12.2019г №1080 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Багаевского района», приказа Отдела образования Администрации Багаевского района от 01.09.2020 года № 482 ОД «Об организации бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классов, 5-11 классов в муниципальных образовательных организациях Багаевского района в 2020-2021 учебном году».
- Специальные условия охраны здоровья: школа обеспечивает сохранение здоровья контингента, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Медицинское обслуживание обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ организуется непосредственно по месту проведения занятий, проводится ежегодное обследование на АПК «АРМИС».
- Доступ обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью. Дети с ОВЗ и с инвалидностью могут участвовать в общеобразовательном процессе по индивидуальным программам.
- Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ в школе нет.
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияосуществляется на общих основаниях.
- Наличие условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат не имеется.
- Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с здоровья не имеется.
Дети не делятся на здоровых и инвалидов.
Дети не делятся на здоровых и инвалидов.
Они могут быть талантливыми, одаренными,
способными, подвижными и спокойными,
любознательными и задумчивыми, не всегда послушными
Но это многообразие и создает
удивительный, гармоничный, целостный мир.
Посещать школу, жить обычной жизнью, той самой, которой живут миллионы мальчишек и девчонок, сегодня мечтают многие дети-инвалиды. В силу своих физических возможностей, отсутствия безбарьерной среды они лишены этой радости. Благодаря реализации государственной программы "Доступная среда", у детей с ограниченными возможностями здоровья появился шанс вне зависимости от состояния своего здоровья получать качественное образование в среде своих сверстников.
Администрация Багаевского района постаралась сделать так, чтобы в районе была хотя бы одна школа, предоставляющая право обучения детям с ограниченными возможностями здоровья. МБОУ Багаевская школа №3 стала доступной для инвалидов и детей с ОВЗ в 2008 году, когда образовательное учреждение получило лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего образования, разработанных с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VIII вида. За эти годы в школе накоплен определенный опыт по организации образовательного процесса для детей с особыми потребностями, который реализуется, прежде всего, учителями индивидуального обучения. 100% педагогов школы имеют соответствующую квалификацию, позволяющую им учить и воспитывать детей данной категории.
У истоков развития инклюзивного образования стояла Бойченко Ирина Дмитриевна, директор Багаевской инклюзивной школы.
Администрация школы понимала, что еще больше должна накопить опыта. И позиция администрации и директора школы Бойченко И.Д.основывалась на принципе: " Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения". Это стало стратегией инновации. Прежде всего, в коллективе создавалась особая атмосфера принятия идеологии инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей и обеспечивающей равное отношение ко всем людям. Все понимали значимость обязательств, принимаемых общеобразовательным учреждением, участвующим в экспериментальной деятельности.
За 8 лет педагоги школы обучили и выпустили 8 детей с ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в школе обучаются 13 человек с особыми потребностями, одни из них - индивидуально, другие - традиционно.
А в 2014 году СОШ №3 включилась в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерация от 17 марта 2011 года, и строит образовательную систему, удовлетворяющую потребности каждого ребенка. В инклюзивной школе все дети без исключения обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, на преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья, негативного отношения к ним и является составной частью Программы развития нашей школы. При составлении программы мы опирались на мировой и российский опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, - рассказывает педагог-психолог Ирина Александровна Устименко, непосредственно отвечающая за коррекционную составляющую инклюзии.
Пересматривалась вся работа с родителями и детьми. Нужно отметить, что в школе создана атмосфера добра, милосердия, толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса. В план совместной работы школы с родительской общественностью были включены новые темы родительского лектория, способствующих формированию установок в условиях инклюзивного образования: «Школа, доступная для всех», «Новые условия – новые возможности обучения», анкетирования родетелей и детей «Как ты относишся к детямОВЗ», совместные мероприятия и акции для детей и родителей. Разрабатывалось нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, педагоги проходили курсовую подготовку по овладению методами и технологиями дистанционного обучения.
Наступает первый день нового учебного года… Ежегодно классные руководители приглашают детей ОВЗ и их родителей на торжественную линейку 1 сентября. Ученики всегда доброжелательно встречают одноклассников – детей с ОВЗ. Традиционно торжественная линейка дня Знаний проходит под разным тематическим названием и больше похожа на театрализованное действие. Дети после линейки идут в классные комнаты, где проходит тематический урок знаний. Обязательной частью этих уроков стали конкурсы и игры, способствующие принятию каждого ученика в коллектив и развитию дружеских отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и обычными сверстниками, которые будут поддерживаться в течение года. Практика нашей работы показывает, что между обычными детьми и детьми- инвалидами складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Дети находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. И не важно, что в основном дети с ОВЗ получают образование на дому. На самом деле каждый ученик получает знания во многих местах, кроме традиционного класса: библиотека, клуб, игровые площадки, спортзал. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в группе учеников, а иногда – просто наедине с учителем. Главное при этом – практика сотрудничества, определяющая успешность социализации детей. Опыт социализации таких детей показал, что необходимо вовлекать их в жизнь классных коллективов, приглашать на внеклассные мероприятия. Гимназия славится своими традициями. Ежегодно проводятся праздник посвящения в пешеходы, где инспектор ГБДД. Вручает детям опознавательные знаки. После торжественного мероприятия также проходят мероприятия в классах, где дети участвуют в праздничной программе, получают подарки от своего класса. И ученики одного класса не чувствуют особой разницы в своих возможностях: конкурсы и игры родительский комитет продумывает таким образом, чтобы участниками их стали и дети с ограниченными возможностями здоровья. Под руководством администрации школы: педагога-психолога Устименко И.А., зам. Директора по УВР Пьяновой И.Г., Боряевой Н.В, Владамировой О.Н., социального педагога Белых Н.С., учителя – логопедага Казачковой Е.И., зам. директора по ВР Некрасовой С.В., зав бибилотекой Мылышевой А.Н. в школе создан родительский клуб среди детей ОВЗ « Молодой клуб родителя», где родители организовывают и проводят различные меропрития разной направлнности: «День именинника», Экскурсии, фотосессии, выставки, участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, участие в месячнике по патриатическому воспиатанию, посещение спортивных мероприятий, бассейна, районного и школьного музея, поездка в центальную бибилотеку, благотвортиельные акциии Полиции, Администарции Багаевского района «Рождественский перезвон» и т.д.
Такие мероприятия помогают наладить тесный контакт с одноклассниками, способствуют воспитанию толерантности и взаимоуважения, успешной социализации детей. Все дети с ОВЗ носят школьную форму утвержденную Положением по школе. За каждым обучающимся ОВЗ педагогом-психологом Устименко И.А. были закреплены наставники среди обучающихся 5-11 классов. Ребята наставники вместе учат детей и родителей изготавливать небольшие сувениры, проводят викторины, заочные путешествия. Это могут быть мастерские «радуга настроения», «Поделка. Кукла - оберег», Обучение основам персонального компьютера «REYBOOC» «Изделие из соленого теста. Ежик», «Путешествие в страну сказок», «Музыкальная викторина», а также сопровождают детей с ОВЗ в поездках. Мы помним, после первого такого мероприятия наши ребята, педагогические работники не могли сдержать слезы. Они прочувствовали «нужность» своего участия и помощи детям. Как говорят сами наставники: «То, что в школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, дает нам возможность понять, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Нам есть чему поучиться у этих детей: силе воли, терпению и выдержке в преодолении трудностей!». В конце каждого года (в мае) проводится мероприятие где вручаются подарки всем детям – инвалидам, с приглашением гостей. Школа сотрудничает с организациями, принимающими участие в социализации детей – инвалидов. В школе созданы все условия для успешного обучения и личностного роста каждого школьника призвана психологическая служба. На высоком уровне организовано психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса. Главным приоритетом деятельности психологической службы школы является забота о психологическом здоровье детей, повышение социально - психологического статуса ребенка. В кабинете педагога-психолога Устименко И.А. установлено современное оборудование, позволяющее проводить диагностику и коррекционные занятия. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития школьников, детей с ОВЗ. В этом процессе важна роль и классного руководителя, и учителей – предметников, и педагога-психолога, которые приносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой. Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачи: каждый ученик должен чувствовать себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Таким образом, создается толерантное отношение ко всему процессу инклюзии, повышается мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении ребёнка с ОВЗ. Педагоги участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; Налажено эффективное взаимодействие с родителями. Администрация имеет информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их использует в образовательной деятельности.
Мы уверенно смотрим в будущее. В своей работе не забываем принципы инклюзивного образования:
•Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; •Каждый человек способен чувствовать и думать;
•Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; •Все люди нуждаются друг в друге;
•Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
•Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
•Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
•Разнообразие усиливает все стороны жизни человека