1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Учиться Учиться и еще раз Учиться

Уроки и все что с ними связано.

Учебная деятельность

Об итогах реализации ФГОС НОО  Читать

Об итогах реализации ФГОС ООО  Читать

Анализ качества взаимодействия учебной и внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС Читать

О работе начальной школы в инновационном режиме в 2014-2015 учебном году ЧИТАТЬ

Об итогах реализации введения и реализации ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году ЧИТАТЬ

Ознакомиться с документами по учебной деятельности можно здесь

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


В.А. Сухомлинский

Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу для Вашего малыша, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение ладить со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплект (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, Вам придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

Начальное общее образованиевключает в себя (приказ Минобрнауки России от 21 октября 2004г. N 93):
- традиционную систему обучения ( программы "Школа России", "Гармония", "Школа 2000...", "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа", "Планета знаний" );
- развивающие системы обучения ( система Л.В.Занковаи система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).

Особенностью перечисленных программ и систем является то, что каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. У каждой программы или системы есть свой автор (научный руководитель). Но над составлением  УМК работает целый коллектив. Поэтому авторы учебников будут разные. Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, методические рекомендации и поурочные планы. 

Кроме того, существуют предметные линии учебников, которые не входят в УМК  перечисленных ранее программ и систем, но также включены в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников. 

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

При этом важно учесть и следующее - нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, так сказать, обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Многие программы традиционной системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХI века»,  «Школа 2000...» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия  и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если ваш школьный учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Еще лучше, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники.

Выбирая развивающую программу, всегда нужно думать о том, есть ли у нее продолжение в средних классах? Или отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные "рельсы"?

Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» "К компетенции образовательного учреждения относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях".   
Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» "При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением".

Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу, но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе в разных классах могут применяться разные программы. При этом один из классов чаще всего учится по УМК  "Школа России". Кроме того, на практике часто бывает и такое: математика из одной программы, русский язык или окружающий мир - из другой.

Необходимо обратить внимание и на такой момент. Программы составлены так, что за 4 года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все решают одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Сейчас решается вопрос о содержании контрольных работ, их соответствия программам и системам обучения.

Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы рассматривать не будем.