1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Дети не делятся на здоровых и инвалидов.

Дети не делятся на здоровых и инвалидов.

Они могут быть талантливыми, одаренными,

способными, подвижными и спокойными,

любознательными и задумчивыми, не всегда послушными

Но это многообразие и создает

 удивительный, гармоничный, целостный мир.

 

         Посещать школу, жить обычной жизнью, той самой, которой живут миллионы мальчишек и девчонок, сегодня мечтают многие дети-инвалиды. В силу своих физических возможностей, отсутствия безбарьерной среды они лишены этой радости. Благодаря реализации государственной программы "Доступная среда",  у детей с ограниченными возможностями здоровья появился шанс вне зависимости от состояния своего здоровья получать качественное образование в среде своих сверстников.

Администрация Багаевского района  постаралась сделать так, чтобы в  районе была хотя бы одна школа, предоставляющая право обучения детям с ограниченными возможностями здоровья. МБОУ Багаевская школа №3 стала доступной для инвалидов и детей с ОВЗ в 2008 году, когда образовательное учреждение получило лицензию на право ведения образовательной деятельности  по программам начального общего, основного общего образования, разработанных с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VIII вида. За эти годы в школе накоплен определенный опыт по организации  образовательного процесса для детей с особыми потребностями, который реализуется, прежде всего, учителями индивидуального обучения.  100%  педагогов  школы имеют соответствующую квалификацию, позволяющую им учить и воспитывать детей данной категории.

      У истоков развития инклюзивного образования стояла Бойченко Ирина Дмитриевна, директор Багаевской инклюзивной школы.

   Администрация школы понимала, что еще больше должна  накопить опыта. И позиция администрации и директора школы Бойченко И.Д.основывалась на принципе: " Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения". Это стало стратегией инновации. Прежде всего, в коллективе создавалась особая атмосфера принятия идеологии инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей и обеспечивающей равное отношение ко всем людям. Все понимали значимость обязательств, принимаемых общеобразовательным учреждением, участвующим в экспериментальной деятельности.

За 8 лет педагоги школы обучили  и выпустили 8 детей с ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в школе обучаются 13 человек с особыми потребностями, одни из них - индивидуально, другие - традиционно.

    А в 2014 году СОШ №3 включилась в государственную  программу  Российской Федерации "Доступная среда»  на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерация от 17 марта 2011 года, и строит образовательную систему, удовлетворяющую потребности каждого ребенка. В инклюзивной школе все дети без исключения обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

    Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, на преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья, негативного отношения к ним и является составной частью Программы развития нашей школы. При составлении программы мы опирались на мировой и российский опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, - рассказывает педагог-психолог Ирина Александровна Устименко, непосредственно отвечающая за коррекционную составляющую инклюзии.

 

  Пересматривалась вся работа с родителями и детьми. Нужно отметить, что в  школе создана атмосфера добра, милосердия, толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса. В план совместной работы школы с родительской общественностью были включены новые темы родительского лектория, способствующих формированию установок в условиях инклюзивного образования: «Школа, доступная для всех», «Новые условия – новые возможности обучения», анкетирования родетелей и детей «Как ты относишся к детямОВЗ», совместные мероприятия и акции для детей и родителей. Разрабатывалось нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, педагоги проходили курсовую подготовку по овладению методами и технологиями дистанционного обучения.

    Наступает первый день нового учебного года… Ежегодно классные руководители приглашают детей ОВЗ и их родителей  на торжественную линейку 1 сентября. Ученики всегда доброжелательно встречают одноклассников – детей с ОВЗ. Традиционно торжественная линейка дня Знаний проходит под разным тематическим названием и больше похожа на театрализованное действие. Дети после линейки идут в классные комнаты, где проходит тематический урок знаний. Обязательной частью этих уроков стали конкурсы и игры, способствующие принятию каждого ученика в коллектив и развитию дружеских отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и обычными сверстниками, которые будут поддерживаться в течение года. Практика нашей работы показывает, что между обычными детьми и детьми- инвалидами складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Дети находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. И не важно, что в основном дети с ОВЗ получают образование  на дому. На самом деле каждый ученик получает знания во многих местах, кроме традиционного класса: библиотека, клуб, игровые площадки, спортзал.  Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в группе учеников, а иногда – просто наедине с учителем. Главное при этом – практика сотрудничества, определяющая успешность социализации детей. Опыт социализации таких детей показал, что необходимо вовлекать их в жизнь классных коллективов, приглашать на внеклассные мероприятия. Гимназия славится своими традициями. Ежегодно проводятся праздник посвящения в  пешеходы, где инспектор ГБДД. Вручает детям опознавательные знаки. После торжественного мероприятия также проходят мероприятия в классах, где дети участвуют в праздничной программе, получают подарки от своего класса. И ученики одного класса не чувствуют особой разницы в своих возможностях: конкурсы и игры родительский комитет продумывает таким образом, чтобы участниками их стали и дети с ограниченными возможностями здоровья.  Под руководством администрации школы: педагога-психолога Устименко  И.А., зам. Директора по УВР Пьяновой И.Г., Боряевой Н.В, Владамировой О.Н., социального педагога Белых Н.С., учителя – логопедага Казачковой Е.И., зам. директора по ВР Некрасовой С.В., зав бибилотекой Мылышевой А.Н. в школе создан родительский клуб среди детей ОВЗ « Молодой  клуб родителя», где родители организовывают и проводят различные меропрития разной  направлнности: «День именинника», Экскурсии, фотосессии, выставки, участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, участие в месячнике по патриатическому воспиатанию, посещение спортивных мероприятий, бассейна, районного и школьного музея, поездка в центальную бибилотеку, благотвортиельные акциии Полиции, Администарции Багаевского района «Рождественский перезвон» и т.д.        

      Такие мероприятия помогают наладить тесный контакт с одноклассниками, способствуют воспитанию толерантности и взаимоуважения, успешной социализации детей. Все дети с ОВЗ носят школьную форму утвержденную Положением по школе. За каждым обучающимся ОВЗ педагогом-психологом  Устименко И.А. были закреплены наставники среди обучающихся 5-11 классов. Ребята наставники вместе учат детей и родителей изготавливать небольшие сувениры, проводят викторины, заочные путешествия. Это могут быть мастерские «радуга настроения», «Поделка. Кукла - оберег», Обучение основам персонального компьютера «REYBOOC» «Изделие из соленого теста. Ежик», «Путешествие в страну сказок», «Музыкальная викторина», а также сопровождают детей с ОВЗ в поездках. Мы помним, после первого такого мероприятия наши ребята, педагогические работники не могли сдержать слезы. Они прочувствовали «нужность» своего участия и помощи детям. Как говорят сами наставники: «То, что в школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, дает нам возможность понять, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Нам есть чему поучиться у этих детей: силе воли, терпению и выдержке в преодолении трудностей!». В  конце каждого года (в мае) проводится мероприятие где вручаются подарки всем детям – инвалидам, с приглашением гостей. Школа сотрудничает с организациями, принимающими участие в социализации детей – инвалидов. В школе созданы все условия для успешного обучения и личностного роста каждого школьника призвана психологическая служба. На высоком уровне организовано психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса. Главным приоритетом деятельности психологической службы школы является забота о психологическом здоровье детей, повышение социально - психологического статуса ребенка. В кабинете педагога-психолога Устименко И.А. установлено современное оборудование, позволяющее проводить диагностику и коррекционные занятия. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития школьников, детей с ОВЗ. В этом процессе важна роль и классного руководителя, и учителей – предметников, и педагога-психолога, которые приносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой. Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачи: каждый ученик должен чувствовать себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Таким образом, создается толерантное отношение ко всему процессу инклюзии, повышается мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении ребёнка с ОВЗ. Педагоги участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; Налажено эффективное взаимодействие с родителями. Администрация имеет информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их использует в образовательной деятельности.

Мы уверенно смотрим в будущее. В своей работе не забываем принципы инклюзивного образования:

•Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; •Каждый человек способен чувствовать и думать;

•Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; •Все люди нуждаются друг в друге;

•Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

•Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

•Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

 •Разнообразие усиливает все стороны жизни человека