Профориентационный минимум
Нормативные документы по реализации профминимума
Единая модель профессиональной ориентации (профориентационный минимум) на базе проекта «Билет в будущее» и в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Федеральный уровень
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации скачать
- Методические рекомендации по реализации проекта "Билет в будущее" скачать
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" скачать
Региональный уровень
- Приказ МО ПО Ростовской области " О внедрении единой модели профессиональной ориентации" скачать
- Приказ МО РО " Об утверждении перечня ОО, планирующих реализацию профминимума в 2023-2024 уч.году" скачать
Муниципальный уровень
- Приказ РОО "О назначении ответственных лиц и подготовку ОУ к реализации профессионального минимума в 2023 г скачать
Школьный уровень
Профориетация
Мои личные впечатления от проекта «Билет в Будущее»
«Если вы удачно выберете свой труд
и вложите в него свою душу,
счастье само отыщет вас.» (К. Д. Ушинский)
С проблемой выбора профессии сталкивается каждый выпускник школы. Для кого-то это зрелое и осознанное решение, кто-то поступает по воле родителей или «плывёт по течению» туда, куда проще поступить. Но нельзя отрицать, что выбор профессии является одним из судьбоносных решений в жизни человека, а значит и подход к этому должен быть серьёзным и осмысленным. В школах Бостона (США), например, в начале 20 века выбор профессии сравнивали с выбором супруга.
И действительно, работа человека не ограничивается набором трудовых действий за определённую плату. Это и условия труда, и социальное окружение, и перспективы развития, и социальная значимость, и моральное удовлетворение. Всем хорошо известно выражение: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор работы, на которую будешь идти с радостью.
Когда же общество задумалось над этим важным вопросом? Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры в Древнем Вавилоне и Китае. В 1849 году во Франции вышла книга «Руководство по выбору профессии» - первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии. Первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но вплоть до 1996 года, когда власти законодательно на государственном уровне утвердили особенности и направления работы в этой сфере, в стране профориентационная деятельность была не систематической и развивалась весьма слабо.
Очевидно, что несколько поколений определялись с выбором профессии исходя из желаний и возможностей детей и родителей. Однако современные реалии таковы, что одного желания мало, и деятельность в этой сфере должна быть системной и научно обоснованной.
По данным социологических исследований «по специальности» работают лишь 30-50% выпускников (по разным источникам), в то время как государство тратит на каждого студента не менее 60 тысяч рублей ежегодно. Часто возникает переизбыток специалистов в одних областях и кадровый голод – в других. Таким образом, создание профориентационного проекта «Билет в Будущее» было продиктовано острой необходимостью.
Повсеместная цифровизация, быстро меняющиеся и возрастающие потребности общества, стремительное развитие современной науки – всё это влечёт за собой возникновение множества новых специальностей. При этом некоторые привычные нам профессии становятся невостребованными. Современному выпускнику и его родителям непросто разобраться в этом многообразии и сделать верный выбор.Задача осложняется тем, что дети – другое поколение. Они не так, как мы мыслят и воспринимают действительность.
Проект «Билет в Будущее» включает в себя полный набор инструментов для успешного самоопределения школьника, при этом продолжая непрерывно развиваться. Все действия на цифровой платформе и офлайн последовательны и взаимосвязаны между собой. Работа на платформе «Билет в Будущее» происходит в близкой современному подростку цифровой среде, а дозированность и яркость подачи материала подходит «клиповому» мышлению, но любой этап заканчивается беседой со специалистом. Онлайн-диагностика исключает математическую неточность. В свою очередь педагог-навигатор избавлен от утомительного подсчёта результатов диагностики и имеет возможность профессионального развития благодаря поддержке проекта.
В небольшой статье сложно описать все возможности и достоинства профориентации с «Билетом в Будущее». Однако, как психолога, меня больше всего восхищает следующее: она подходит абсолютно всем детям и, несомненно, ведёт к развитию личности ребёнка. Будь то отличник, перед которым открыто множество возможностей, или ребёнок, который не так преуспел в учёбе, но, тем не менее, имеет все шансы стать прекрасным специалистом – на платформе нет двоечников и отличников, нет ярлыков и привычных клише. Ребёнок может по-новому оценить собственные возможности, увидеть свои сильные стороны и ресурсы. Человек с заниженной самооценкой, с не пробудившейся сознательностью, начинает воспринимать себя как личность. Видя результаты диагностики или получая консультацию педагога-навигатора, ребёнок становится увереннее в своих возможностях, получает стимул к развитию. То же происходит при проведении профессиональных проб – онлайн или офлайн. Здесь никто не спросит об успеваемости или положении в школьном коллективе. Будущий специалист действует не «на оценку», а для себя, слышит в душе отклик на свои действия. А занятия и видеоролики, демонстрирующие успехи и перспективы развития государства и востребованность кадров в самых разных областях, создаёт предпосылки для целеполагания. Таким образом формируется осознанность.
Если прибавить к этому раннюю профориентацию, возможность родителей участвовать в проекте и сетевое взаимодействие с огромным количеством учебных заведений и предприятий-работодателей по всей стране, то, безусловно, можно назвать проект «Билет в Будущее» самым перспективным и действенным в области профориентации. Несомненно, он окажет значимое влияние на развитие как подрастающего поколения, так и государства.
Определение с будущей профессией — это важный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. В современном мире, где выбор профессий огромен и порой сложно сориентироваться, необходимо уделить внимание интересам, талантам и личным целям ребенка. Как родителям и педагогам помочь детям найти свою «призвание»? Какие шаги предпринять, чтобы сделать этот процесс более осознанным и менее тревожным?
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Федеральный проект «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект «Билет в будущее» направлен на профессиональную ориентацию учеников 6–11-х классов.
В 2019 году к проекту присоединилась Ростовская область.
На сегодняшний день в Ростовской области продолжается реализация единой модели профориентации - «Билет в будущее», которая нацелена на помощь школьникам в выборе профессионального пути. Проект предоставляет учащимся возможность получить практические навыки и познакомиться с различными профессиями через профдиагностики, профмероприятия и занятия «Россия-мои горизонты».
В 2024-2025 учебном году в МБОУ Багаевской СОШ №3 принимают участие 14 классов, 168 школьников. «Билет в будущее» также включает в себя использование цифровых платформ, где ребята могут проходить диагностики на определение склонностей и интересов, а также изучать информацию о профессиях. Уже 82 ученика прошли основные профдиагностики: «мои интересы» и «мои ориентиры».
Наша школа активно сотрудничают с предприятиями и организациями, чтобы создать для детей реальные условия для осознания своих интересов и талантов. Уже 147 школьника приняли участие в профориентационных мероприятиях – областной Урок занятости, экскурсия на предприятие ООО «Багаевское», мастер- класс по оказанию ПМП, онлайн диагностика на портале «Работа России», профориентационная встреча с представителями Азово – Черноморского инженерного института,экскурсия в отделение Сбер банка, «Почта Росиии», УСЗН.которые позволяют школьникам непосредственно общаться с представителями профессий и получать ценные советы и представления по выбору будущей специальности.
Педагоги-навигаторы провели 7 уроков «Россия-мои горизонты» по темам: «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения», «Открой своё будущее», «Познаю себя», «Россия аграрная: растениеводство, садоводство», «Россия индустриальная: атомная промышленность», «Практико-ориентированное занятие», «Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание».
Единая модель профориентации направлена на то, чтобы подростки могли сделать более осознанный выбор будущей профессии, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве профессионального образования и подготовленных кадров в регионе. Впереди еще много активностей, профориентационных мероприятий, которые продолжают реализовываться дорожной картой Ростовской области.
ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ШКОЛЬНИКОВ
Ссылки на полезное видео от центра занятости населения
https://vk.com/video631748571_456246016 как составить резюме
https://vk.com/video-197014303_456239171 как пройти профориентационное тестирование на цифровой платформе «Работа в России»
|