1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Островная жизнь казаков

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Введение Район, в котором мы живем, не является историческим центром округи, крупной достопримечательностью, объектом паломничества туристов. Отсюда некоторые проблемы местного краеведения. Исследователей, в большей степени интересуют подробности жизни Старочеркасска (древней казачьей столицы), Новочеркасска (столицы Войска Донского с 1805 года) Азова. Информация же о прошлом нашей станицы оттенена описаниями других, наиболее значимых для истории событий. Однако, мы, люди, проживающие здесь, хотим, можем, и должны знать о прошлом малой родины, нюансах жизни наших исторических земляков. Зачем? Почему? Потому, что история земли, на которой мы живем, интересна, поучительна, ценна. История необходима нам для правильного ценностного формирования собственного внутреннего мира в условиях непростой современности. Потому, что нельзя быть настоящим гражданином, отважным патриотом, если ты не любишь Родину, не знаешь о ее прошлом. Патриотами не становятся по причине комфортности места постоянного проживания, Родина, порой, не является приятным и оздоровляющим курортом. Предложенная работа – попытка бросить некоторый свет на несистематизированную ранее информацию краеведческого, топонимического, экологического и лингвистического характера. Мы обозначили нашу тему как «Островная жизнь казаков как ключ к загадкам багаевского краеведения». Работая над этой проблемой, мы вскрыли некоторые факты, которые, на наш взгляд, способны обозначить, ранее неизвестные или необозначенные нюансы краеведческого, топонимического, экологического и филологического характера. Выводы работы на наш взгляд значимы, способны изменить устоявшиеся представления о прошлом нашей станицы. И в то же время, мы не можем считать себя первопроходцами в данной теме. Наша работа впитала в себя результаты исторических исследований ученых XIX-XXI веков. Ознакомление и анализ внушительного количества источников позволил нам создать интересный материал краеведческого толка. Основной упор мы сделали на сведение фактов из монографий В.Н. Королева «Донские казачьи городки» и Логинова А.Н. Поселения донских казаков в XVI—XIX веках. Локализируя проблему округой станицы Багаевской, мы должны вспомнить книгу канонизированного в рамках местного краеведения, исследователя Рыбалкина А.Ф., новые публикации краеведческого характера во Всемирной сети, интервью старожила Семизорова В.П. записанные в январе 2012 г., а так же свежие публикации в местной прессе нашего руководителя и наставника, учителя обществознания МБОУ Багаевской СОШ№3 Шапоренко Александра Васильевича. Логическое построение работы следующее: 1) Этимология понятия «остров» в славянских языках 2) Значение островной жизни в казачьей истории 3) Острова Котлубанский и Багаевской и происхождение нашей станицы 4) Драма острова Багаевской и судьба станицы 5) Легенда об острове Буяне и отважном атамане 6) Острова Станица, Залопатенка и Рогачевка – основа топонимики станица Багаевской 7) Островные выводы Этимология понятия «остров» в славянских языках Основной кирпичик работы – термин остров. Посмотрим, как словари объясняют значение и этимологию нашего героя. Значения: 1) Часть суши, со всех сторон окруженная водой. 2) Переносное значение - участок, выделяющийся чем-либо среди остальной местности. 3) Переносное значение - то, что стоит особняком среди остального. Происхождение: О́стров – родственное украинскому о́стрiв, древнерусскому и старославянскому островъ, νῆσος, болг. о́стров, сербохорв. о̏стрво, словен. ostròv, чешскому, словацкому ostrov, польск. Ostrów, Ostrówek, в.-луж. Wotrow. Праслав. *o-strovъ "то, что обтекается, речной остров". От струя́, струмень. Или… Остров – из старо-славянского ostrovъ (из предполагаемой формы osrovъ), где о – приставка, а реконструируемая srov-o – основа. То есть, остров получил своё наименование в праязыке потому, что он действительно является частью суши, со всех сторон ОБТЕКАЕМОЙ струями воды. Старо-славянский oтокъ (с тем же значением). Тот же исторический корень (реконструированный streu) в струя. Таким образом, «остров» - противостоящий струям воды место суши. Феномен поймы Нижнего Дона Мы живем на участке реки Дон между знаменитым Цимлянским водохранилищем и впадением именитой реки в Азовское море. В геоморфологическом плане одной из главных особенностей рассматриваемого участка Нижнего Дона является то, что на нем интенсивно протекали и протекают процессы аккумулирования наносов; при этом постоянно происходит переформирование поймы, изменение планового и высотного положения русла р. Дон, притоков, ериков, пойменных проток. Также здесь периодически происходят скачкообразные изменения планового местоположения водных объектов, обусловленные, как правило, спрямлением излучин водотоков при прохождении по ним повышенных расходов воды. В условиях естественного стока значительное влияние на морфодинамику русла вне зависимости от водности года оказывали руслоформирующие расходы воды при затопленной пойме, обусловившие на Нижнем Дону образование пойменных проток, спрямления излучин, формирование пойменной многорукавности, переход основного потока в новое русло. После зарегулирования стока руслоформирующий расход при затопленной пойме отмечается только в многоводные годы, а его величина уменьшилась более чем в 2 раза. В таких условиях основным механизмом наиболее активных переформирований русла является его горизонтальное смещение за счет размыва берегов. Пойма на участке имеет довольно сложную геоморфологическую структуру, поскольку она образовалась в результате перемещения русла реки по широкому дну долины. Русловые процессы обусловлены действием текучей воды на грунты, слагающие русло, на берега и пойму реки. Они включают в себя эрозию, транспорт и аккумуляцию наносов, что приводит к постоянным изменениям морфологического строения речной долины. Главными действующими силами данного процесса являются: силы тяжести; центробежные силы, возникающие при движении масс воды на закруглениях; силы инерции, возникающие в результате вращения Земли (силы Кориолиса). Следует отметить, что долина, речная сеть и пойма Нижнего Дона исторически сформировались в условиях непрерывного различно направленного изменения отметок водосборной территории и уровней воды Черного, Азовского и Каспийского морей. Это происходило и происходит под воздействием постоянно совместно протекающих эндогенных и экзогенных процессов. Эндогенные процессы обусловлены внутренними силами Земли; на рассматриваемой территории они вызывают медленные поднятия и опускания земной коры, смятие ее в складки. Экзогенные процессы происходят в поверхностных слоях земной коры под действием внешних сил; проявляются в разрушении горных пород, переносе продуктов разрушения, их отложении и уплотнении. Говоря простым человеческим языком, весь вышеуказанный научный материал дает нам простой, но важный вывод: пойма Нижнего Дона исторически долгое время была динамической системой, постоянно меняющей русло, срезающей излучины… ну и главное, постоянно образующей и уничтожающей острова. Острова в казачьей истории В наследство от предыдущей главы мы получили информацию о том, что острова на реке Дон дело не редкое и на протяжении долгого исторического периода их возникновение и исчезновение было обусловлено особенностью геоморфологических процессов региона. В рамках изучаемого нами казачьего периода истории нам любопытен факт «островной жизни нижнедонских казаков, в том числе и багаевских». "Городки, все без исключения,— как писал В.Д. Сухоруков,— стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов . С учетом последнего обстоятельства для поселений выбирались места, представлявшие интерес и важность в тактическом отношении, хотя местоположение отдельных населенных пунктов явно говорит и о стратегических целях, которые преследовало казачье сообщество в борьбе с азовцами и другими врагами. По наблюдениям адмирала К.Крюйса 1690-х гг., донские городки в большинстве своем были построены на речных островах . В этом отношении типичным являлось расположение войсковых центров—Раздорского городка на острове, образованном Доном и Сухим Донцом и прорезанном еще протоком Порочным, и Черкасска, крепкого "естественным местоположением, ибо с одной стороны он защищаем был рекою Доном, а с прочих многими протоками, как среди самого города, так и вне оного в разных направлениях протекавшими . На острове размещался и Монастырский городок, который построили на мысу, образованном изгибом Дона и отделенным протоком от Аксайского острова . Впоследствии и некрасовцы, ушедшие на Кубань, создавали свои поселения традиционно "по островам за водяными заливами и багнами (низкими топкими местами, вязкими болотами — В.К.), в крепких местах " . Исходя из записей путешественника Эвлии Челеби в 1667 году предок нашей станицы Багаевский городок выглядел так: (аналитика В.Н. Королева) ЖАПУХА. (предположительно Маноцкий или Багаевский). Расположен на северной стороне Дона неподалеку от Азова; вблизи городка "встречаются гористые и лесистые участки". В городке 10 тыс. воинов и немного татар-хешдек ("ибо говорят, что они уходят к османам, убегая в... Азов"). Большая деревянная крепость. "Во внутренней крепости есть прочные, кирпичные строения", а всего в городке до 10 тыс. "новых домов, крытых тростником и камышом", 40 церквей, "торговые ряды и базар очень красочны". "В прошлом этот большой город был мусульманским городом", и разрушил его Тимур; в окрестностях — "страна руин", которую путешественники едва пересекли за целый день. Автор "от самой Астраханской области ... не встречал такой плодородной земли, обилия жилищ и жителей"; места здесь изобилуют "лугами, усеянными тюльпанами", и "являются пастбищами и полем битвы ногайских татар". Явно не соответствует действительности называемое и преувеличенное на порядок число казаков, домов, церквей и лавок в городках, неверны или неточны указания направлений и расстояний. Однако отвечают действительности упомянутые Эвлией некоторые характерные черты и особенности казачьих городков и жизни их обитателей: деревянные укрепления, камышовые крыши построек, присутствие неславянских элементов среди казачества, широкое развитие скотоводства, особая роль рыбы в питании населения, редкость фруктов и даже обычай "сгладить дорожку", "гетманы" (атаманы) во главе городков, некоторые особенности природы Дона и др. Причины совмещения реального и фантастического в "Книге путешествия" Эвлии могут вытекать как из особенностей средневековых описаний путешествий вообще, так и из личностных особенностей автора и некоторых конкретных донских обстоятельств в частности . Следующую общую сводку данных о казачьих городках дают документы, относящиеся к Азовским походам Петра I. Приводим сведения из походного журнала царя 1695 г. и "Тетради записной", как пошли певчие дьяки под Азов" 1696 г . БАГАЕВ. "На правой стороне стоит, на берегу". Свидетельства современников конца ХVI-ХVII в. в совокупности позволяют составить общее представление о характере и своеобразии казачества. На основании этих свидетельств исследователи относят городки к выдающимся, оригинальным достижениям материальной культуры казаков . Уже из сказанного видно, что это были крайне своеобразные поселения, отвечавшие целям и задачам казачьего сообщества, времени и месту. "И начало, и образ, и способы всех сих поселений, — по справедливому замечанию В.Д.Сухорукова,— отличны от известных нам в других провинциях России" . Об укреплениях других донских центров, а тем более обычных городков известно меньше. У В. Д. Сухорукова говорится, что городки "были маленькие крепостцы, или острожки, обнесенные вокруг стеною из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитых землею, отчего и получили название городков" . В полную силу учитывались защитные особенности местности и в первую очередь водные преграды, островное или низменное местоположение, извилистые речные русла, "крепи"- густые пойменные леса. Особое оборонное значение имела вода. У донцов и запорожцев, писал один из авторов первой половины XVII в., "надея и отуха вшелякая (всяческая надежда — В.К.)есть вода" . Расположение городков "среди воды" хорошо защищало их даже при слабых оборонительных средствах. "Причина житья в домах, полных воды,—замечал С.Т.Пивоваров,— не иная, а именно та: неприятели... всегда выходили на грабеж весною, когда не было нужды давать коням сена и овса, а людям квартир, а весною-то станицы и затоплены водой, а у грабителей лодок не было. Осенью, особенно зимою нашим неприятелям нельзя было выезжать из своих жилищ без хлеба и без квартир. Зима грозила сильнее сабли и пороха" . Неслучайно один из русских дворян, характеризовавший Махин остров, куда казаки вышли из Азова в 1642 г., как "невеликое место", тем не менее замечал, что там "около все вода, и от турских и от крымских людей мочно сидеть бесстрашно" . В некоторых городках, стены которых нельзя было "раздвинуть" по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. "Чрезмерной теснотой", по выражению В.Д.Сухорукова, в конце ХVII-ХVIII вв. отличался прежде всего Черкасск: "Главный город па Дону... был построен так тесно и неправильно, что нельзя было найти порядочное место для гулянья. Почти ни один дом не имел двора" . Страшным бичом для раннего казачества и его поселений были весенние половодья, которые превращали воду-защитницу в неистового врага, разрушавшего городки и уно-сившего с волнами и ветром курени и хозяйственные постройки. В низовых районах Дона, от станицы Кочетовской до впадения реки в море, затапливалось до 58 процентов территории . С уменьшением военной опасности станицы стали переходить в более удаленные от воды местности: как замечал С.Т.Пивоваров, "когда наши враги пред нами умолкли... тогда и наши казаки начали вылезать из воды и из камыша на возвышенные сухие места" . Но и после этого многим казачьим селениям не удавалось полностью избежать последствий наводнений. В первой половине XX в. во время сильных половодий частично затапливались Ольгинская, Заплавская, Кривянская, Багаевская, Раздорская, Кочетовская, Потемкинская и другие станицы, где превышение горизонта воды над отметкой земли достигало в среднем около 1 м . Несмотря иа все предосторожности, Черкасск сокрушительно разорялся водой в 1740, 1744,1773, 1786 гг. Особенности застройки, связанные с половодьями, приводили к еще большей скученности жилищ, а последняя, в свою очередь, вызывала частые пожары, при которых отдельные городки сгорали целыми районами или даже полностью. Так, пожар 1670 г. уничтожил большую часть Черкасска, пожар 1687 г. — весь Черкасск, в 1744 г. "почти весь город с общественными и частными сокровищами и более 200 жителей" стали жертвами нового страшного пожара. Некоторые черкасские станицы целиком выгорали в 1710,1767,1773, 1791 и 1797 гг. Существование землянок или полуземлянок, как первого по времени и основного типа построек у казаков, обосновывают своеобычной жизнью последних. В.В.Когитин и М.А.Рыблова замечают, что землянки и полуземлянки хорошо соответствовали казачьему военному быту: на время длительных походов их забрасывали или разрушали, для строительства не требовалось особого строительного материала и больших затрат времени Аргументами в пользу существования ранних наземных построек у казаков служат низменное расположение городков, а также обилие на тогдашнем Дону пойменных лесов и следовательно, дерева, простота сооружения несложного наземного жилья и постоянная работа казаков с деревом при строительстве судов (первые известные сведения о выходах донцов в Азовское море относятся к 1552 г. Вскоре в Черкасске вновь построили деревянные дома, подвергшиеся, впрочем, в 1689 г. натиску сильнейшего половодья: вода была столь "зело великая", что "как в Черкасском, так и во многих верховых городках ... хоромное строение все посносило"; на уцелевших избах казаки поставили караулы . Выводы данной главы следующие: 1) Казаки вели в силу обстоятельств, преимущественно островной тип жизни. 2) Островной тип жизни казаков предъявлял особые, архитектурные требования к обустройству казаков, параметрам казачьих городков. 3) Островной тип жительства требовал неприхотливости, мобильности городков. 4) Ограниченные границами островов казаки строили тесные скученные поселения. 5) Островная жизнь оказалась чрезвычайно опасна как стороны частых наводнений, так и со стороны столь же частых пожаров (из-за тесноты поселений). Драма острова Багаевского, история церквей и переселений станицы Общепринятой в Багаевском районе считается версия краеведа Рыбалкина А.Ф., о том, что своим появлением Багаевский казачий городок, зерно будущей станицы обязан 1648 году. Это подтверждается решением войскового казачьего круга от 6 февраля 1648 года. Читаем дословно: «…ниже Кутлубанского острова, верст с пять, остров Багаевской: с одну сторону – река Дон, а с другой речка Багай; в длину того острова на версту, а поперек – на полверсты. И тот остров первого угожее, городу – де быть на том острову можно ж». Ясно, что документ лишь косвенно указывает на дату образования городка Багай. Кроме данного документа других подтверждений существования поселения вплоть до 1672 года пока не имеется. Казаки ввиду активизации противника после оставления донцами Азова вынуждены были укрепить оборону Маныча и Бессергеневской, основав промежуточный форпост на Багаевском острове. Нас интересует «островная» составляющая данной истории, то есть, наличие островов Багаевской и острова Кутлубанского. Ввиду современного существования ерика Багай на топографической карте, локализация Багаевского острова примерно ясна. Почему примерно? Потому, что карты XVIII века Нижнего Дона указывают нам НЕ на остров, находящийся не на месте современного ерика Багай (правобережье Дона), а на возвышенность между нынешней станицей и хутором Белянин (то есть на теперешнее левобережье Дона). Нахождение Кутлубанского острова можем назвать предположительным! Выше Багаевского острова, преодолев расстояние, указанное в казачьем документе есть современный ерик «Баня». Кутлубан – Баня созвучны: совпадение расстояний между объектами дает нам право сказать, что Кутлубанский остров находился в районе современной «Бани». А сам топоним «Кутлубан», «Котлубань» означает котловину, излучину с глубокой ямой. Вполне вероятна версия, что со временем «Кутлубан» превратилось в более ясное современникам имя «Бан», «Баня». В дальнейшем нашему «островному» исследованию помогают несколько источников. Из предыдущей главы мы знаем года наводнений XVIII века на Нижнем Дону. А из местной газеты, цитирующей церковную историю станицы года обновления церквей. Приводим статью полностью, а потом в разные колонки таблицы вбиваем даты! У Рыбалкина «По преданиям, раньше татары между Манычской и Бессергеневской станицами прорывались на правый берег Дона. Раз прорывались, значит, это место было удобным». Удобное по ногайски татарски «багайтлы». И если в 1594 в описи Багая нет, то в 1643 здесь турки что то уже сожгли В 1692 г 9 января «дана была «Псалтырь со воследованием» «в часовню в городок Багай». Во-первых это значит, что багаевцы были в составе войсковой станицы на Москве – потому, что такие «дачи» делались патриархами в руки подходившим под благословление казакам, а во-вторых, имелась своя часовня. Довольно скоро ее заменили церковью (тоже деревянной) во имя св. Николая Чудотворца; такое заключение мы делаем оттого, что в 1740 церковь эта уже была ветхой. Год от года к ней подбирался Дон. Наконец, 27.11.1744 церковь переставили на новое, безопасное место. Разборка, сборка укоротила жизнь обветшалому храму. В 1747 начали рубить новый. Деньги дал войсковой дьяк, видимо багаевский по рождению, Пантелей Селиванов. Освятили новую Никольскую церковь в 1751 году, она просуществовала более 30 лет. Место кажется не лучшее было выбрано, потому что в 1782 году заложили третью церковь «на другом, более безопасном от вод, месте» освящена она была 8.10.1783 и стояла до переселения станицы за реку, где ее освятили 23.04.1805 году. Таблица: Даты наводнений и известных разорений городка Багай и строительств церквей св. Николая Чудотворца в пределах станицы. Наводнения и пожары Существование часовен или церквей Предположения 1 Местонахождение 1 городка (если он был, не установлено) 2 1688г. разорение багаевских староверов 1692 часовня Появился 2 городок 3 1708г. Карательная экспедиция Долгорукого ? ? 4 1740г. наводнение 5 1744г. наводнение 27.11.1744 Городок смещается на северо-запад прочь от берега подмывающего берег Дона. 6 ? В 1747 начали рубить новый сруб. Освятили новую Никольскую церковь в 1751 ? 7 1773г. наводнение 1782 освящена она была 8.10.1783 ? 8 1786г. наводнение 1805 освящена на месте современного консервного завода 3 городок Необходимые пояснения к таблице: 1) Практически все казачьи городки имеют трех-четырех ступенчатую историю переселений и миграций с одного острова на другой и третий. 2) Думается, Багай был не исключением. 3) Можно было бы предположить, что городок Багай появился в 1648 году и стоял между современной станицей и хутором Белянин. Место это среди казаков начала XX века так и называлось «Старый городок». Но монетный материал собранный на «Старом городке» с 1950-ых годов и по наши дни датируется последней четвертью XVII-первой половиной XVIII веков. Данный факт не исключает происхождение городка в 1648 году, но и НЕ подтверждает! Это означает, что городок образца 1648 года либо находится в другом месте, либо был смыт Доном, либо не существовал ранее последней четверти семнадцатого века! 4) В 1688 году Багай фигурирует в списках разоренных правительством городков старообрядцев. Но уже в 1692г. приобретает (в знак, видимо, возращения в лоно церкви) «Псалтырь со воследованием». Это может означать, что городок отстроился на старом (обычно это не любили делать) или на новом месте. В пользу «нового» места говорит датировка монетного материала. Скорее всего, обновление означало смещение городка в рамках острова, подмываемого Доном. 5) «Довольно скоро ее заменили церковью» фраза, которая нам говорит скорее не об обветшалости часовни, или об заботливости властей нравственностью буйных прихожан, скорее о другом. В 1707 году сыскная экспедиция князя Долгорукого нашла в городке «беглых». После убийства князя и потрясений последующего за этим булавинского бунта, кровавых репрессий 1708 года (городки бунтарей правительственные силы выжгли) и была, скорее всего, отстроена церковь св. Николая. 6) Наводнения 1740 и 1744 года, что видно из таблицы заставили «переезжать» данный храм на новое место. На наш взгляд, такое же перемещение произошло и со всей станицей (не может же храм перемещаться один без паствы). После наводнения 1773 года скорее и было предпринято переселение станицы на место, где стоит современная каплица (нынешнее правобережье Дона). 7) Очередной катаклизм 1786 года, на наш взгляд, заставил багаевцев переместиться в район уже современной станицы (левый берег). В источниках фигурирует год переселения 1805, но то год освящения церкви (переселение могло произойти и раньше). И основным виновником миграции станицы оказывался батюшка Дон и островная жизнь багаевских казаков. Впрочем, есть и другие внешне и внутриполитические объяснения. Главное то, что мы обнаружили некоторую взаимосвязь между смещением русел и границ Багаевского острова с движением станицы во времени и в пространстве. Остров сокровищ или остров влюбленных? Остров у современной станицы давно стал достопримечательностью. Казалось, подобно ему на реке Дон не мало, но наш Буян, привлекает кроме всего прочего, своим необычным и многозначным именем. Скажем сразу «Буян» один из древнейших атрибутов славянских сказаний. Помните «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана»? интересно, что до Пушкина эта присказка существовала не менее тысячи лет! Как не велик соблазн связать багаевский Буян с пушкинианой, царем Салтаном и принцем Гвидоном (и сватьей бабой Бабарихой) к истине сей соблазн нас не приблизит не на вершок. Во - первых, Пушкин непосредственно в наших местах не проезжал (его поэтический маршрут ссыльного и опального поэта проходил через таганрогское Лукоморье, Аксайскую станицу, Старочеркасск и Новочеркасск), во вторых Буян как топоним благополучно существовал и до «Руслана и Людмилы» и до «Евгения Онегина». в - третьих же, словосочетание «Остров Буян» совсем не изобретение нашего кучерявого поэта, а имеет древнюю предысторию. К слову, среди литературоведов бытует мнение, что легенда о кладе Степана Разина закопанного на нашем острове в XVII веке, была рассказана Пушкину старочеркасскими казаками еще в 1820 году (тогда поэт был впервые в старинной столице казачества с семьей генерала Раевского). Быль и общие впечатления от поездки по Нижнему Дону могли повлиять на литературное воображение гения, следовательно, отразится в творчестве, в частности, в «Сказке о царе Салтане.» Другая же часть литературоведов утверждает, что няня поэта Арина Родионовна, хорошо знающая русский фольклор попросту поведала маленькому Пушкину предание о былинном острове Буян. А уж этот персонаж в совокупности с донской присказкой зафиксировался в литературном наследии. Мы знаем, что Буян играет весьма важную роль в русских народных преданиях: чародейные заговоры, обращающиеся к стихиям, почти всегда начинаются со слов: "На море, на океане, на острове Буяне", без чего не сильно ни одно заклятие. На нем лежит бел-горюч камень Алатырь; на этом острове сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури. Сюда обращался древний славянин со своими мольбами, упрашивая богов, победителей зимы и создателей летнего плодородия, исцелить его от ран и болезней, даровать ему воинскую доблесть, послать счастье в любви, на охоте и в домашней быту. Предок всех более поздних островов Буянов, по мнению исследователей, был общеславянской святынею и располагался в Балтийском море. Это остров Руян древности, современный остров Рюген общеславянская святыня, посвященная богу Святовиту. Шли века, и древние знания об острове Буяне постепенно забывались. Потому-то позже народная молва и попыталась поместить его, согласно обычным представлениям, в каких-то конкретных, а потому и абсолютно противоположных местах. Так появились десятки различных Буянов, в частности и у станицы Багаевской. Наши предки населяли остров Буян сверхъестественными силами, способными дать человеку здоровье, но там же помещали они и сами причины болезней, например зловредных сестер-лихорадок, олицетворявших проявления самых разнообразных болезней. Все слова с чередующимся корнем "бой-буй" указывают на некую силу, напор, активность. Такой остров - некое средоточие, сгусток энергии. А вот вам любопытная параллель! Мы приводим описание древнеславянского Северного Буяна. «Сказывают мудрые люди, что когда-то на острове Буяне построили подземный дворец. И снесли туда со всей земли, из всех тридевятых царств, тридесятых государств всю мудрость, в книгах писанную, в камне высеченную, в образах рисованную. И над тем местом посадили дуб. Коли ты знаешь заклятье, дак в тот подземный дворец можешь спуститься. А самая главная мудрость и самые важные секреты написаны на шаре, который из алатырь-камня выточен. Прочитаешь эти письмена — узнаешь про все на свете и даже про то, как молодость воротить. А коли на Буян попадешь, то приди под дуб, брось камушек через левое плечо да скажи заклятье. Тут дверь в подземелье и отворится». Это древнейшее сказания. А что говорит разинская легенда применительно к нашему острову? То, что лихой атаман Стенька зарыл «прелестные», тайные письма и добычу персидского похода на донском острове под вербой у Прорвы. Внимательно почитайте багаевского краеведа Рыбалкина, в книге вы найдете недостающую в данном случае Прорву (место, где река находит новое русло), а сокровища, наличие священного дерева (верба у казаков была именно таким деревом) совпадают. Поразительное сходство! И совсем не важно, есть ли золотишко на современном острове, важна мысль о том, что наши предки знали об острове что–то или наделяли его вполне определенными качествами. Белая раса, предки современных европейцев и части азиатов в свою очередь произошли от так называемых индоевропейцев, (ариев, другими словами). Так вот, в индоевропейских языках (славянские языки к ним имеют непосредственное отношение) и скрыто смысловая нагрузка имени нашего острова. Современное русское слово "буря" имеет арийские корни: bhurati в древнеиндийском означало - "двигается", "вздрагивает", "барахтается". Но в достопамятную старину "буря" произносилась, и писалось как "боуря". Отсюда и Борей - северный ветер, и имя нами уважаемого конька былинных богатырей Сивки-бурки и… От корневой основы древнего слова "бу(р)" со смыслом "буйный" вышел образ русского фольклора - Остров Буян. Это сегодня буян - задира, склонный к буйству, скандалист. В прошлом же, слово "буян" означало совсем другое. У Даниила Заточника" (ХII в.) буян - это гора (холм), а за буяном кони пасутся. В древнерусском языке и народных говорах слово "буй" и производное от него "буян"- высокое место (гора, холм, бугор; глубокое место в море, реке, пучина, быстрое течение). Остров Буян - не просто гора на острове, а, скорее всего, гористая земля посреди пучины (стремнины). Это утес, возвышенность, у которой буйствует вода. Понятно, что в таком случае Буян обязан своим именем северо-восточной части своей территории, той, что встречала своей грудью потоки Дона, который в старину, вплоть до построения Цимлянского водохранилища был рекой непредсказуемой и сверхмогучей. Дон неоднократно менял свои русла, сносил и наносил острова, смывал города и станицы (в 1805г. большая часть донских станиц (и Багаевская в их числе) переселились из-за изменения русла с одного берега на другой, а столица казачества съехала с Черкасска в Новочеркасск). Современный же рукав, протока Донок, была, как это не странно звучит сейчас основным руслом. По ней шли речные суда и баржи, а место раструба Дона и Донка была опасным «буйным» местом (ямы на дне реки в том месте до сих пор привлекают рыболовов обилием добычи). Но это еще не все! Русский язык один из любопытных явлений! Вот еще, в каком качестве выступает Буян в нем. На русском Севере «буяном», «буевищем» раньше назывались кладбища! А один из исследователей русской культуры прошлого века Барсов считал, что "Буян" - остров свободных любовных похождений. Название его состоит в связи с выражением "страсть обуяла", обуяла "похоть". А по В.Далю Буян - «пристань, место выгрузки товара». Несомненно, имя острову было дано не случайно. Наши предки зазря словами не разбрасывались. «Возвышенность посреди бури», «пристань», «священное место» или «кладбище», «место любовных похождений» или «остров сокровищ» или все вместе!? Возвышенность посреди донских просторов до сих пор есть, пристань еще существует, черные кладоискатели роют на Буяне и поныне, а парочек влюбленных на острове больше чем рыбаков! Воистину Буян многообразен и по-прежнему сказочно – загадочен! Сказ об острове Буяне и мятежном атамане. А то было на Дону-реке, Что на прорве - на урочище. Богатырь ли то, удал казак Хоронил в земле узорочье… То узорочье арменьское, То узорочье бухарское – Грабежом-разбоем взятое, Кровью черною замарано, Клад денег на Дону не отрицается даже консервативно настроенными академиками от исторических наук. В начале XX века российская имперская пресса обеих столиц захлебывалась сенсационными материалами о преддверии открытия грандиозного клада, и… отчего – то дело, связанное с моментальным улучшением своего материального положения при помощи поисков потаенных сокровищ, традиционно (как обычно) снизошло на нет. Чаще всего последние происходит в тот момент, когда удачливый кладоискатель вдруг изъявляет желание остаться инкогнито, неизвестным. Или… или, мы не знаем настоящую судьбу казачьего клада образца 1669- 1670 года. Было ли узорочье бухарское? Всем известный донской атаман Степан Разин (1630-1671) был не просто вождем классовой борьбы с эксплуататорами, даже не столько знаменем крестьянской войны семнадцатого века, сколько одним из самых удачливых предводителей заграничных «походов за зипунами», иными словами, разбойных набегов на страны бассейна Каспийского моря (да и не только этого самого бассейна). Стеньке, как его обычно величали и при жизни и после, необыкновенно везло. Он в короткий срок стал обладателем такого дувана, части военной добычи, что, пожалуй, стал наиболее влиятельным и богатым человеком на Дону в свое время (в советской исторической науке о материальном состоянии атамана не принято было упоминать и говорить, и для эпохи СССР это понятно). Сам же Разин роскошь любил, одевался броско, дарил нужным людям серебряные подносы и собольи шубы, кубки и невольниц, возил с собой южных царевен для любовных приключений (судьба их была незавидной, ибо при необходимости красавиц кидали в волжскую круговерть) пил дорогие по преимуществу царские вина. Но… справедливо будет сказать, что основа захваченной добычи Степаном так и не была ни потрачена, ни пропита, ни захвачена служилыми людьми тогдашнего «рассейского» царя Алексея Михайловича. Свидетельств о богатстве донского атамана много, а вот информации о растратах как нарочно нет. Огромное состояние в масштабах 17 века попросту сгинуло… Братская тайна В 1671 году было все кончено, в тот момент, когда удалого казака Степана Разина предательски пленили и увезли в Москву на дыбу и лютую казнь, произошло значительное событие. Иоганн Юстус Марций (жил во времена Разина в России) в своей малоизвестной и неизданной на русском языке диссертации 1674 года написал в подробностях про то, что сам увидел на Красной площади Москвы на месте казни мятежного атамана: «Ему сначала отрубили руки, а затем ноги. Он с такой стойкостью перенес эти удары, что не проронил ни стона, не высказал какого-либо знака боли на лице. Он был так непреклонен, что не только не пожелал смирить свою гордыню, но и не побоялся и более тяжких мучений. Лишенный рук и ног, он увидел своего закованного в цепи брата, приведенного на место казни. И он выкрикнул, сохранив выражение на лице и голос, как у обычного человека: «Молчи, собака…»» Какая такая тайна была важна Степану даже в момент собственной смерти? За что так досталось Фролу Разину – родному брату атамана? Секретарь Нидерландского посольства Бальтазар Койэта скрупулезно, как это принято у европейцев, записал в своих бумагах (документы обнаружены Романом Пересветовым лишь в 1960-ые годы): «Фрол, сломленный пытками, выкрикнул перед казнью «государево слово». Так поступали в то время, люди извещавшие, о том, что им ведома государственная тайна, открыть которую можно лишь царю. Исполнение казни было приостановлено, и Фрол выдал властям тайну Разиных. Он рассказал, что его брат перед походом на Царицын (ныне Волгоград) собрал «воровские («прелестные») письма» и ценности. «…поклал в кувшин в денежный и, засмоля, закопал в землю на острову реки Дону на урочище на Прорве под вербою, а та-де верба крива посередке, а около ея густые вербы, а того-де острова вкруг версты две или три». Так, так, так… не будем спешить. О чем говорит Фрол, сделаем справочку. А имя «Прорва» запомним! Удача Стеньки Разина В начале апреля 1667 году Разин на четырех стругах, так и не добившись разрешения разграбить города в низовьях Дона (они были подданными турецкого султана, а российский царь не желал осложнений с сильным южным противником) поплыл вверх по Дону. 1667 год оказалось редкостным на наводнение. В таких случаях, сам Дон нередко меняет русла, заполняет ранее полупустые ерики. Наводнение 1667 года мы еще упомянем, а пока запомним этот факт. Степан Разин вышел из Черкасска и… обратно (в октябре 1669 года) вернулся казацким героем, обладателем славы и пухлого дувана. Удачный предводитель казачьего воинства смог прорваться через царские заставы под Астраханью, разграбил города давнего союзника России Персидского шаха, а так же восточное и западное побережье Каспийского моря. Стенька, шумно разгромив шахский флот, положив добрую половину своего воинства (на 1668-1669 год оно превысило несколько тысяч бойцов) вернулся на Дон. А с весны 1670 года Степан затеял новый поход по Волге (с захватом богатых Царицына и Астрахани), который вошел в историю как крестьянская война Разина. Но это нас касается постольку поскольку. Если верить показаниям Фрола Разина, Степан к этому времени (к 1670г.) клад на Дону уже зарыл. Любовь атамана к островам Острова в жизни атамана Степана Разина чрезвычайно часто встречаются. И в песнях про атамана, и реальной исторической хронике есть масса свидетельств об островной жизни Тимофеевича. Где не становился лагерем разинские приятели находясь в походе, везде на островах: у Паншина городка, у Кагальницка, у Царицына, у Астрахани, в Каспийском море, наконец, на неизвестном острове на Дону, у Прорвы. Остров стратегически удобен в смысле обороны и в смысле бегства в случае военной неудачи, в случае схорона важных документов и вещей. На островах и в стругах проходила походная жизнь атамана, им он доверял, их предпочитал, не случайно там, скорее всего, зарыл клад. Октябрь 1669-ого В октябре указанного года воинство Разина триумфально вернулось на свою базу в Паншин городок. Но отчего-то там не задержалось, а спустилось в Кагальницк (где еще в 1667 году разбивало укрепленный лагерь). Но вот загадка! Спустившись еще ниже, казаки высадились на пустынном острове, на необжитом месте и разбили новый лагерь. Зачем? Другая загадка, коей дивились казаки, воинства Разин не распустил, обустроился городком и с острова никуда не отлучался! Воли себе вовсе не дал, нет, чтобы гулять веселиться и распутничать, нет! Удумал что-то атаман. В Черкасск к семье не поехал. К зиме казак Иван Болдырь получил от островного атамана приказ тайным обычаем вывезти жену Алену с пасынком, и брата Фрола с Черкасска. Болдырь спустился вниз по Дону, остановившись в Маныче, и, вскоре поручение Разина выполнил. Здесь интересная деталь! Фрол Разин наконец-то присоединился к Степану (он знал о тайнике, значит, участвовал в захоронений сокровищ) лишь к зиме 1670. А в мае 1670 воинство атамана уже хозяйничало на Волге. Потому клад, если он существовал, имел происхождение в зиму с 1669 на 1670гг, скорее в октябре-ноябре 1669 года… Именно в это время в облике мятежного предводителя голутвы произошли странные изменения. По словам очевидцев, человек, что оставил на произвол судьбы, вернее, на гибель своих товарищей в Дагестане, тот, что вершил лютое в Яицких городах, в Царицыне и Астрахани, вдруг оделся в простое платье, стал величать и приголубливать бедных и нищих, а сам начал вести жизнь весьма скромную, напрочь непохожую на всю предыдущую, гулящую и сребролюбивую. Мы полагаем вслед за Фролом Разиным, что богатая добыча Разина в канун 1670 года уже была схоронена в надежном месте. Наше размышление подтверждается сообщением, что к весне 1670 Степан уже снялся с острова и перебрался в Кагальник (клад же согласно показаниям остался на острове). Но сделаем поправочку. Вряд ли Разин, тот, что мало кому доверял всерьез после Персидского похода, станет сберегать сокровища именно на том острове, где стояло все его многолюдное воинство. Вряд ли! Потому, мы полагаем, для схорона, ему нужен был какой-то другой остров, не тот, на котором он стоял лагерем, а какой-нибудь неподалеку, менее приметный - Буян к примеру! Достоверно же лагерь Разина до сих пор не найден. К месту будет сказать, что как только вскрылся лед на Дону в весну 1670г. Разин двинулся вниз к Черкасску, через Багаевскую и Маныч, а уж потом обратно через верхние донские городки на Волгу. Что было в ларце? Зачем человеку с именем, на гребне славы с большими деньгами и кучей сторонников зарывать клад? А затем, что подобная ситуация у Степана в его разбойничьей жизни уже была. В 1663году, он, будучи молодым предводителем казаков, удачно совершил набег на крымцев, вернулся самодовольным, богатым и славным. И что? Уже через небольшое время, состояние его сгинуло, сам он был вынужден выйти на царскую службу под Киев, где потерял любимого старшего брата Ивана Разина, к тому же Степан попал в списки неблагонадежных лиц Российского государства. Более того, врагов у него к 1669 году оказалось хоть отбавляй! Кроме конкурировавшего с ним Корнилы Яковлева Разина ненавидели все те, кого он пограбил на пути к Каспию в 1667 году. Не те люди, что жили где-то за морем, а здесь на Дону, под самым Черкасском! Их имущество он тоже подсократил. К тому же идти в новый поход с обузой было не к чему, потому клад стал необходим. Мне полагается, что тайник стал не обычным схороном сокровищ, а кладом многоразового использования. И вот почему. Каспийские денежки были первым вкладом, а уже летом 1670 года нам известный Фрол получает поручение от атамана Разина на 15 одноконных подводах увезти на Дон от Царицына личную Степанову добычу. Уже 7 августа того же года есаулы Фрол Минаев и Якушка Гаврилов во главе огромного обоза повезли 40 тысяч рублей царской казны (захваченной под Астраханью) на Дон по личному указу Степана Тимофеевича. Куда делись деньги, и первого и второго обоза ни кто до сих пор не сказал. Некоторый историки твердят, что денежки ушли на открытие «второго фронта» Фролом Разиным под Воронежем, но тут же вскользь упоминают, ни каких активных боевых действий Фрол так и не начал, за что был неоднократно нарекаем Степаном. Так, что в кладе разбойном могли статься не только каспийское золотишко, но и царицынские пожитки и астраханская казна. Экспедиция царского стольника-полковника. Уважаемый читатель, никаких тайн Степан Тимофеевич ни кому не выдавал, и не делился своими тайнами ни с кем (может с братом только родным), а после 1669 года и вовсе стал, замкнут, недоверчив. Вся та информация, что разнесена по книгам и по народу это отголоски тех слухов и домолвок, что все-таки имелись на самом деле у людей государевых. Внушительная территория ниже Новочеркасска претендует на наличии в своем чреве бухарских золотых. Почему? Да потому, что царские люди, которых Алексей Михайлович, отец Петра I, заслал на Дон, искали золото повсюду, отчаявшись искать в каком – то одном месте. Они произвели раскопки на всех имеющихся в округе островах, привлекая местных казаков. Вот эта грандиозная кладоискательная экспедиция и вошла в народную память и сохранилась в качестве местного предания. Что за экспедиция?... Как только показания Фрола Разина были приняты к сведению, на Дон с особым поручением выехал царский стольник полковник Григорий Косогов и дьяк Андрей Богданов. Крестный отец Степана Разина, он же главный предатель своего крестника Корнила Яковлев Ходнев – атаман Войска Донского ехал с ними. Летом 1671 года их предприятие направилось к месту, что указал как место клада царской казны и воровских писем Фрол Разин. Разрядный приказ в Москве сохранил запись за номером 17 по этому поводу: «тех писем искали накрепко с выборными донскими казаками и под многими вербами копали и щупали, но не сыскали». Сколько вы думаете, работала сыскная экспедиция? Год? Все лето? Нет! Целых шесть лет! А почему так долго? Да потому, что дело было не только в письмах Разина (по ним можно было изобличить «врагов Отечества и воров»), дело было даже не в золоте, что прибрал к рукам Разин на Каспии, дело было в пропавшей царской казне, оценочная стоимость коей была весьма внушительной. Пока клад искали, Фрола Разина миловали, а когда не сыскали (по официальной версии) свернули экспедицию Косогова, а Фрола, брата Разина, казнили. Почему Буян? Клад Разина официально до сих пор не найден. Искали его помногу и везде (большей частью на островах Дона). Но почему-то именно в предреволюционные годы прошлого столетия в момент, когда получили развитие печатные издания и стали открываться тайные документы, всплыло имя острова Буян у станицы Багаевской. Почему? Непонятно! Спелеолог И.Я Стеллецкий в 1904 г. обнаружил подлинную «кладовую запись» более того где-то, нашел сеть подземных галерей, но… поиски закончились из-за начавшейся русско-японской войны. 1910 год принес вместе с 62-летним есаулом войска Донского сенсацию о якобы найденном месте разинского клада, но концов у этой истории опять таки не обнаружилось! Казак Очупенков из Аксайской станицы указывал археологам приметы клада, но, как и в предыдущий раз, поиски не увенчались успехом. Но схвати любого коренного багаевца за грудки, расспроси его про разинский клад, твердо ответит багаевец: «Разин клад зарыл на Буяне!» О том, почему вы клад не найдете, или о том, почему найдете не сразу… Как это ни антиромантично, но найти вам клад Степана Разина будет проблематично на острове Буян и вот вам пять первых причин на это. Честно сказать, вероятность складирования Разиным сокровищ на острове велика, но все же не стопроцентна; А вот вероятность того, что экспедиция Косогова и Богданова, все-таки нашла разинский тайник по горячим следам велика; Остров Буян на сегодняшний день уже в достаточной мере перекопан туристами, черными и белыми археологами и прочими любителями Островов Сокровищ за последние несколько столетий (вы должны быть уверены в том, что вы более удачливей); Современный остров носит конфигурацию совсем не ту, что во времена мятежного атамана. Буян значительно сдвинулся вниз по течению реки, и, наоборот оказался размыт именно в месте предполагаемого клада. Велика вероятность, что следы клада теперь можно найти на дне реки у северо-восточной каймы острова, или даже на противоположном от острова берегу. Поиски такого рода старинного клада требует современной и дорогостоящей технической оснастки; И, наконец, все выше перечисленное, в конечном счете, не так уж драматично, если вы, человек влюбленный в родную землю, если вы бережете ее, если вы черпаете энергию от того, что знаете, что-то о прошлом этой земли, если вы аккумулируете жизненные силы, наблюдая ее красоты!!! Сокровищница имен малой родины. Есть у каждого жителя того или иного населенного пункта историческая сокровищница, которую он сам как - бы и не замечает, или не принимает в зачет. Он пользуется ею в своих обыкновенных, жизненных целях, пополняет ее, опустошает, но ценит в целом мало. Мы называем сокровищницей – совокупность имен и названий мест округи, в которой живем. Исторические документы могут прийти в негодность, засекречены, потеряться в архивах, а имена (топонимы) твоей малой родины живучи, могут существовать бесконечно долго. А каждое такое имя давалось местности не случайно, с подтекстом, в котором можно многое узнать об истории родного края. Сегодня нам бы хотелось коснуться сокровищницы багаевской земли. Новая жизнь станицы С начала XIX века станица «переезжает» с правого берега на левый, начинается новая история станицы Багаевская. В книге А.Ф. Рыбалкина это звучит так: «На новом месте ст. Багаевская расположилась на трёх больших островах: первая часть-центр станицы, вторая - Рогачёвка, к югу от центра, третья Залопатинка, к северу от центра. Между Залопатинкой и Рогачёвка ещё было озеро Калиничи» . Львиная доля нижнедонских казачьих поселений располагалась на так называемых островах, то есть возвышенностях, промежутки между которыми заливались в половодье. Такие острова разделялись между собой лопатинами. Лопатиной в донских и волжских говорах называют устье оврага, залив, водороины, выходящие на реку. Все мы знаем, что окрестности Багаевской изрезаны Лопатинами. К месту будет упомянуть, что все Лопатины носили собственные имена. Чаще по имени хозяина куреня, стоящего на берегу Лопатины, реже по характерному признаку самой Лопатины. Так мы знаем Мурзихину яму, Нечипорову Лопатину у самой улицы Семашко, Агеева Лопатину (от ул. Пионерской налево), Жернакову Лопатину над самым Доном и другие. Островная жизнь присуща донским казакам с 16-17 веков, когда острова, заросшие камышом, становились труднодоступными объектами для нападения врагов. Подобные «острова» были удобны и в рыболовном смысле. Реки, лопатины, ерики, Дон-батюшка испокон веков были кормильцами казаков и в смысле рыбы и в смысле военно-транспортных трасс. Итак, ориентировочно после 1805 года появляется имя «Станица»– тот остров, на котором появились станичная площадь, церковь, погост, казачье правление, пристань, кузнечные мастерские, склады. Василий Петрович Семизоров – багаевский старожил говорит: «Кладбище старинное, наверное, с 1805 года, на кладбище церкви не было, стояла часовенка, она и теперь стоит. Она не для службы стояла, ее по нужде сделали, отпевали покойников, отслуживали. Кладбище старое, были раньше мраморные памятники казачьи, лежали полковники, есаулы, старшины. Разломали все комсомольцы». Наверняка «Станица» чуть старше других населенных пунктов «Рогачевки» и «Залопатинки». Рогачевка – название среди поселений России весьма распространенное. По мнению историков и лингвистов, происхождением своим она обязана первому или самому значительному поселенцу. Такому мнению вторят и старожилы, утверждая, что именно казак Рогачев основал данную часть станицы. По Далю РОГОЧЕВ, Рогач – могучий, упрямый человек. Если кого-то интересует еще версия, то вот она! Рогачевка - закрутка и веревка, которая скрепляет сошной рогач . Королевка У А.Ф. Рыбалкина нет деления Рогачевки на меньшие части. Тем ни менее в самой Рогачевке есть Королевка (музга – озеро, заливавшееся во время паводка, вода там после разливов стояла долго). Названо место в честь Королевых. КОРОЛЕВ - фамилия распространенная в России повсеместно. Л.М.Щетинин высказывает предположение, что фамилия Королев может происходить от прозвища крепостных, бежавших из поместий, принадлежавших на Украине польской короне. С другой стороны человек по прозвищу Король и его сын Королев мог получить свою фамилию от выражений «как король» (жить, ходить (уходить), сидеть) вести пышную, привольную и беззаботную жизнь; быть надменным, величавым, достойным в поведении. Залопатенка О делении Залопатинки на «микрорайоны» известно больше, что свидетельствует, возможно, о старшинстве над Рогачевкой. Можно было предположить, что просто Залопатинка была больше чем Рогачевка. Но документы говорят обратное: «К1890г. на Рогачёвке насчитывалось около 70 дворов, на Залопатенке и того меньше» . Судя по всему, о частях Рогачевки информация вскроется позже. Понятно, что Залопатенка – это место, располагающееся сразу за Лопатиной, отделяющей центральный остров «Станица» от острова «Залопатенка». «В свою очередь Залопатенка делилась на собственно Залопатенку, Доломановку, Чулёвку, Нахаловку, Непочетайловку. Последняя получила название от своих поселенцев, очутившихся там за непочетание родителей». Доломановка Такое яркое имя в составе станицы скрывает любопытную информацию. Доломановка – имя поселений, по крайней мере, трижды встречающееся на Нижнем Дону (у Ростова-на-Дону, у Батайска и у нас). Первоначально доломан – это турецкое военное, короткое платье, пристегиваемое поверх мундира. Позже в качестве гусарского мундира с ментиком, у которого грудь, спинные швы, рукава и горловина расшиты шнуром доломан вошел в моду в венгерской коннице, а 17 в. введен в войсках Западной Европы. Лишь в 1741 году ДОЛОМАН появился в русской кавалерии. За время его существования менялись покрой, количество нагрудных нашивок, количество и форма пуговиц. Был упразднен в 1917 г., когда упразднили гусарские полки. Известно, что долгое время казаки носили ту одежду, к которой привыкли, которая была им удобна. Московские власти 16-17 веков дивились казачьим нарядам, а во второй половине 18 века начали формировать постоянные казачьи части с собственной униформой. Из них сделали регулярные армейские части. Часть казацких полков стали пехотными, часть драгунскими. Сменив жупаны и бараньи шапки на доломаны и кивера, оселедцы на кудрявые чубы, лихо подкрутив кверху усы, пройдя утомительное обучение, бывшие казаки разгромили турецкую армию, а их дети покрыли себя бессмертной славой в войне 1812 года. Так появились казаки – доломаны. Уже после 1749 года доломаны составили значительную часть населения Темерницкой таможни. Так появилась Доломановка – часть будущего Ростова. А в XIX в. появилась батайская и багаевская Доломановки. Мы не знаем о количестве станичных доломанов, их могло быть несколько, а мог быть и один, тот, что заселил первым эту часть. Вот еще одна деталь. В 1824 г. решением магистрата г. Ростова-на-Дону слобода Доломановская была включена в состав города, а ее жителям предложено было записаться в мещанское сословие. Тогда свыше 300 жителей слободы, не пожелавших переходить в мещанство, перебрались в Койсуг, образовав здесь новую Доломановку как часть селения Койсуг (у г.Батайска) . Возможно, кто-то из ростовских доломанов мог осесть после 1824г. и у нас, хотя это лишь версия. У нас могли быть и собственные казаки – доломаны. Чулевка Чулевка – часть станицы далее современного магазина «Юбилейный». Если поселок не обязан своим именем товарищу по фамилии Чулев, то объяснить имя этой части станицы можно с тюркских языков следующим образом: 1. çölek - пересыхающая (река) от çöl - пустыня, жажда; 2. çelek - маловодная (река) от çelek - ведро, т.е. река, где воды с ведро; или же вода течет как из выливаемого ведра, тогда - быстроводная. Старожилы помнят ручей, отделяющий Чулевку от остальной Залопатенки. Через него некоторое время существовал мосток. Так, что Чуль – ручей как объяснение нас устраивает. Аналогичные гидронимы известны в Алматинской области Казахстана и примыкающих районах Кыргызстана. Чулек из çöllik - источник утоления жажды, колодец." Отметим, что приведенные аргументы не исключают отражение в слове "Чулек" древней метафоры "завернутой", "укрытой" в колодце воды. Кроме таких южных географических имен, как Морской, или Донской, или Мокрый Чулек, указанных на картах бассейна Дона, есть еще и северный Чулек . Если же все-таки мы найдем, когда ни будь доказательство того, что Чулевку основал Чулев, мы можем добавить следующие соображения. Чуль – прозвище, которым обычно наделяли человека за цвет глаз или за говорливость. Нахаловка Нахаловка – всегда и везде самовольное несанкционированное властями, а может и казачьего круга поселение. Презрительное прозвище могло относиться и к поселению неказаков, которых в станице старались не селить. С точки зрения казака В.П. Семизорова «У кирпичного завода жили во множестве, и сейчас живут иногородние Сидоровы, Сазоновы, прибывшие Толстопятки, Свищенковы. Там и район назывался Нахаловка. » Согласно сведений ученого венецианца Де-Романо, посланного российским правительством в Черкасск для гидротехнических работ в 1802 году в незаконных поселениях, возникших на окраинах устоявшихся «законных» поселков, путем самозахвата территории проживало 1/5 населения Дона к 1805г. Нахаловки населялись преимущественно крестьянством, ремесленниками, чернорабочими. Непочетайловка Непочетайловка А.Ф.Рыбалкиным расшифровывается достаточно хорошо. «Ослушается молодой казак, не подчинится воле родителей (не женится по их совету)- не получит отдела, берет свою избранную за руку и уходит на самую северную окраину, поросшую вербами, терновниками, бурьяном. Из вербы строит основу, обставляет камышом, обмазывает и начинает новую жизнь». Следовательно, Непочетайловка – северная, примыкающая к Дону оконечность станицы. Любопытно, что улицы станицы не сохранили (кроме Кузнечной/Микеладзе) старинных имен, кроме номерных («Между четвёртой и шестой улицами была определена станичная площадь»). Такое явление редко в поселениях 19 века, и наводит на мысль, что название улиц попросту утрачены. Странно, ямы, лопатины имена имеют, а улицы, поди-ка ж нет! Ямы водоемов, обильные рыбой, носили собственные имена. Так, к примеру, существовали: Заводзянова яма, Ажинова яма и так далее. Недалеко от Ажиновой ямы (там много народу перетонуло) существует и поныне Гусиного берег . Что в имени твоем, станица? Чем древнее твой родной город, станица или хутор, тем сложнее выяснить подлинное происхождение его имени. Версии на этот счет растут пропорционально векам, на протяжении которых просуществовала твоя малая родина. Имя «Багаевская» - не исключение. Как правило, существует одна общепринятая версия – объяснение этого имени. И этой версии придерживается большинство населения. Но время течет, находятся новые документы, потоки информации 21 века вносят свои коррективы. Когда собранная информация достигает ощущения полноты, делаешь вывод - придерживаться только одной версии, неправомерно. Существует масса других предположений, порой не менее правдоподобных, чем общеизвестная. Наш дальнейший рассказ об имени Багай, и в основу его положены находки объединения «Эврика», работающего при МБОУ Багаевская СОШ №3. Древнее имя. Впервые имя Багай и Багаевская применительно к нашей местности упоминается в старинном документе казачьей истории. Войсковой круг для организации усиленной обороны городков Маныч и Бессергенев обследовал наш участок Дона и решил: «…ниже Кутлубанского острова, верст с пять, остров Багаевской: с одну сторону – река Дон, а с другой речка Багай; в длину того острова на версту, а поперек – на полверсты. И тот остров первого угожее, городу – де быть на том острову можно ж» . Главный смысл этого документа в том, что на 1648 год имя Багай уже существовало, принадлежало оно реке, а остров, образованный этой речкой и Доном, носил прилагательное имя Багаевской. Здесь мы неизбежно должны разделить главные версии происхождения имени Багай, то есть, имеет ли оно русское или тюркское, или какое другое, происхождение. Наш именитый краевед А.Ф. Рыбалкин, вклад которого в описание местной истории переоценить невозможно, ссылаясь на известного лингвиста Л.В.Успенского, переводит имя «Багай» с тюркского как земноводное . То есть, связывает турецкое слово «Бада» (лягушка или черепаха) с небольшой, впадающей в Дон речкой. Буква «д» в слове «бада» и правда могла потеряться и превратиться в русском значении в «г» (так нередко случается), все правильно, но… Зачем нам искать происхождение имени станицы от слова «бада», если распространенные по все России имена «Бага», «Багай», «Багаевка», «Богаевка», «Багайда» более близки по произношению? Думаете Багаевка, как мы часто любовно называем наш край, что–то исключительное? Нет! «Багаевка», «Богаевка» - станции, села и деревни, до сих пор существующие в Саратовской, Кировской, Тюменской областях, Татарстане, Пермском крае, Черниговской области, в Крыму (Украина), на Алтае и Восточной Сибири, Якутии, в соседней Воронежской области, наконец. Причем «о» и «а» чередуется в этих именах 50 на 50. С этими гласными все понятно, они в русском языке легко меняются друг с другом (мы, к примеру, произнося, Москва, реально проговариваем ни как иначе как «Масква». Важно другое: имя Багаевка на русских просторах - частое явление, а вот Бадаевок и Бадаевских, (происходящих от слова «бада» - земноводное) мы, по крайней мере, до сих пор не встретили (кроме, может только заповедника в Узбекистане «Бадай - Тугай», да схожего по звучанию Батайска (но там официально происхождение имени города берут от имени реки «БаТайСу»). Правомерно будет начать все же с тюркской версии имени Багай, ведь все населенные пункты со схожим именем находятся на границах древнерусских земель и за ее пределами (вплоть до Алтая и Якутии), то есть в местах средневекового проживания тюркоязычных народов. В пользу тюркоязычной версии играет еще и тот факт: нами пока не найдено ни одного Багая на территории, входящей в границы Древней Руси (если не учитывать, что Дон кратковременно входил в одно из южнорусских княжеств). Даже село Багаевское в Вятском крае (на него ссылается дореволюционный исследователь истории казачества Е.П.Савельев) не нарушает ход наших размышлений, потому как Вятские земли в XIV- XVвв. входили в состав государства Ногайская орда с ногайскими татарами во главе. Последние же долгое время были главными соперниками казаков на левобережье Тихого Дона и могли стать авторами имени речки Багай и имени округи, в конечном счете. Тюркоязычная версии. Все старые поселения края, кроме, пожалуй, Бессергеневки носят тюркские имена: Аксай, Маныч, Семикаракорск, Сусат, Сальск, Батайск, список можно продолжать долго. Это не удивительно. Татарский язык в низовых станицах 17-18 веков был вторым официальным, а кое-где и основным. Потому логично предположить, что «Багай»- тюркский термин. Итак, версия №1. Она активно продвигается автором совсем свежей книги А.А. Кривошеевым "Донской улус Золотой орды" (эту версию поддерживает и Пугачева Е.А.). В ней утверждается, что Багай происходит от тюркского «баг» - сад. Мне пока трудно предположить, что когда–то в нашей древней и неспокойной степи, кою называли не иначе, как Диким полем, произрастал цветущий сад. Но возражать не стану, возможно, и такое, потому как места благодатные, а в пределах станицы найдены остатки античного поселения. Если уж древним грекам здесь было комфортно, почему в более позднее время здесь не появиться саду?! Сомнение лишь вызывает тот факт, что реке дали не свойственное рекам имя «сад»! И сомнение это становится весомей, когда узнаешь, что реки с именем Багай не такая уж редкость на территории России. Например, Багай - река в Вольском районе Саратовской области, правый приток Терешки. Длина 32 км. Берет начало на юге района в отрогах Змеевых Гор. Впадает в Терешку у села Барановка. Запомним имя Барановка в сочетании с именем Багай, нам это пригодится в дальнейшем. Версия №2 Часто местности назывались в честь человека, владеющего ею. До сих пор среди россиян имеется огромное количество людей с фамилиями Багай. Татарский мурза времен Степана Разина носил такое имя. Так же и – Багайдин. Имя происходит от прозвища Богайда. Это либо: а) от русского диалектного слова багай ‘шалун, озорник’б) от существительного бугай ‘бык-производитель’, баран, ‘здоровенный мужчина’ в) от глагола багайдать ‘блеять’, заимствованное личное имя (например, у татар встречается мужское имя Багыйд. В одном из доносов 1721 г. в списке беглых драгун и солдат, живших на Яике, значится «Богайда как зовут, не помню». Очевидно, носители фамилии Багайдин среди уральских казаков – его потомки. Распространена фамилия Багайдин и среди казаков х. Ермольева Читинского района Уральского округа (1912 г.). В свою очередь, русские слова багай – шалун, и бугай – бык, первоначально происходят, как считает исследователь донских фамилий Щетинин, от татарского боуа – племенной бык, баран, а в русской адаптации богай, бугай, - и может быть включена в один ряд с фамилиями аналогичного происхождения: Баранов, Быков, Козлов» . А теперь можно вспомнить про село Барановка, у которого в Терешку впадает саратовская речка Багай. Багай и баран суть одно и тоже, только в разных языках! В качестве замечания можно еще упомянуть, что словом "бугай" называли выпь (болотную птицу). Что же может означать Бычья или Баранья река? Бык – домашнее животное. Быковатый – угрюмый, глядящий исподлобья. Бычок в Толковом словаре живого великорусского языка Даля и Словаре народных географических терминов Мурзаева Э.М.– площадка углом меж двух сходящихся вершин, т.е. оврагов. А что нам говорят старинные документы? Наша речка Багай впадала в Дон развилкой! То есть Багаевской остров и был той площадкой между двух рукавов реки! Вот вам и Версия№3. Версия №4 «Ба» - с тюркского влага, «Гай» - небольшая отдельная роща, обычно из деревьев лиственных пород. То есть роща во влажном месте. Вполне правдоподобное заявление, учитывая сырость и заросли средневековых островов Дона. Сюда же мы бы предложили еще и такое замечание. По территории нашей страны текут несколько рек под именем Баган с татарского багана - "столб, устой, опора моста". Кроме этого мы вам предложим русский диалектизм баган - "заболоченный сосновый лес, часто с березняком". Славянские версии. Версия №5 В северных карельских говорах древнего города Олонецк (бассейн Ладожского озера) БАГАЙ это лом железный с плоским, загнутым и раздвоенным концом для вытаскивания гвоздей. Такой термин употреблялся вместе со словом багор, а порой становился его синонимом. Вполне приемлемая версия происхождения имени нашей станицы, учитывая, что древняя речка Багай в старину впадала в Дон развилкой, похожей по форме на багай - гвоздодер . Версия №6 Новгородская. Замечательный исследователь донской истории Е.П.Савельев связывает происхождение средневекового казачьего населения на Дону с новгородским влиянием, приводя в защиту своей версии массу интересных доводов. Так он, в частности, пишет: «Новгородцы также занесли на Дон названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название большого чистого озера) и др. Кроме того, многие донские станицы и хутора носят чисто новгородские названия: Ярыженская (от ярыжки и ярыга – наемные люди и бездельники); Багаевская (одноименные села по пути движения древних новгородцев в губерниях: Казанской, Вятской и др.); Ведерниковская, ныне переименованная вместе с Бабской в Константиновскую (в губерниях: Вятской, Пермской, Нижегородской, Смоленской и др) … Действительно, и такая версия может быть уместна, если учесть, что у свободолюбивых новгородских ушкуйников и казаков много общих черт, а путь ушкуйников проходил по крайней мере через 3 села с именем Багаевское. Версия №7 Любопытной можно считать существующую гипотезу, согласно которой в 1648 году одним из основателей станицы был некий Багаев или Багаевский, давший свое имя новому донскому городку. Роясь в различных источниках по истории Донского края, натыкаешься на интересную информацию. Примерно треть из общего количества книг (причем старых книг, заслуживающих доверия) именуют нашу станицу не как иначе как «Богаевская». Что это - ошибка или знак для того, кто хочет провести дополнительное расследование? В прошлом веке с легкой руки организаторов колхозов произошло официальное переименование нашей станицы с Багаевской в Богаевскую. Почти 30 лет на картах страны станица имела именно такое имя. А.Ф. Рыбалкин называет это метаморфозой и невежественной ошибкой местного руководства тех лет. Но как быть с историческими трудами 19 века и книгами казачьей эмиграции, опубликованными в 1923-1929 годах? Там станица опять таки величается Богаевская! А мы знаем насколько трепетно и аккуратно к казачьей истории относились те, кто был лишен возможности жить на родине, кто там, на чужбине продолжал хранить в первозданном виде традиции и уклад Войска Донского! Велика заслуга казачьей эмиграции перед современниками, именно она сохранила огромное количество казачьих реликвий (многие из них теперь возвращаются из-за границы на Дон). Наконец, всем известный Казачий словарь-справочник издан и составлен силами казачьей эмиграции, не носит в себе имени «Багаевская», напротив, имя «Богаевская» встречается часто. Кроме всего прочего, древнейший казачий род Богаевских, в рядах которого известны атаманы, профессора, дворяне и простые казаки, своим происхождением, по мнению того же «Казачьего словаря-справочника», обязаны нашей станице. Здесь необходима некоторая справка. Процитируем: «Богаевские - древний казачий род, может быть, по первоначальному поселению на Дону, связанный со станицей Богаевской. Числились в станице Каменской, а в Донецком округе имели поместье и офицерские участки. В семейных преданиях сохранилась память о квартир - мейстере Степане Богаевским, жившем в восемнадцатом столетии и будто бы женатом на калмычке.» Журналист Ростовской газеты «Наше время» Марина Каминская в своей статье «Семейные секреты приоткрывает фамилия» пишет: «Написание фамилии донского атамана Богаевского часто вызывает недоумение: почему как атаман, так Богаевский, а как станица, так Багаевская? Однажды я слышала такое разъяснение этого филологического казуса: раз атаман - значит, из образованных, богатых. Вот вам и Богаевский. А почему станица Багаевская? Потому что казаки жили в ней хоть и зажиточные, да малограмотные. С ошибкой слово «богатый» писали. Это, конечно, анекдот. Правда, лишь в том, что старая казачья фамилия Богаевские связана по происхождению с названием станицы Багаевской. Богаевский или Багаевский – разница в конце концов небольшая.» Итак, до сих пор бытует версия, что одними из первых, кто заселил станицу, были Богаевские, отсюда мол, и само имя населенного пункта. Но хочется отметить, что имя Багай до 1648 года (до основания станицы) уже существовало, следовательно, Богаевский- это скорее производное имя, нежели имяобразующее! Исследователь казачьих фамилий И. Ф. Быкадоров прямо указывает на такую последовательность происхождения имени станицы и фамилии этого казачьего рода. Он пишет: «Фамилии казачьи, происходящие от географических названий, преимущественно городов, городков и станиц (Богаевский, Букановский, Каргальск(ий)ов, Кундрюцков, Терновсков, Хоперский, Кумшацков, Богучарсков, Самарин, Короченцов и т. д.) ... Названия станиц послужили основой для их фамилий…. Богаевский — переселенец из Богаевской станицы или городка.» Вот так! Дело в том, что фамилии, оканчивающиеся на «ский» в русском языке указывают на местность происхождения обладателя фамилии. По правилам русского языка лишь человек с именем Богаев, Багай или Багаев (Багайда сойдет тоже) мог стать основателем станицы с притяжательным именем Багаевская. А мы видим, что Богаевские сами носят притяжательную фамилию! Следовательно, они - выходцы с Багаевки. Сами же Богаевские до выселения из станицы носили другие фамилии и прозвища (до 18 века у казаков вообще не было фамилий, лишь прозвища да отчества). И только по появлению в других местах они получили прозвище Багаевсков, Багаевский. Так что с версией происхождения имени станицы от фамилии Богаевские желательно расстаться. Все произошло с точностью до наоборот. Но сам факт прибытия этого казачьего рода из одноименной станицы на Донец в 18 столетии интересен, несет в себе вопросы, ответы на которые могут пролить свет на события, происходящие на нашей земле в стародавние времена. Почему Богаевские покинули станицу в 18 веке? Добровольно это произошло или в результате принудительного переселения? Например, в результате массовой выселки мятежных станиц после подавления булавинского восстания!? Может, и по другой какой – то причине. Много ли казаков переселилось в то время на Донец? Кем был богаевский калмык- предок знаменитого рода? И т. д. и т. п. Замечание. И напоследок мы поделимся с читателем любопытным, на наш взгляд, совпадением. Багай по одной из версий – шалун, озорник, а буян – в одном из значений задира, скандалист. Случайно ли, что на одном пятачке существовали река и остров с разными именами одинакового значения? Может, есть какая – то предыстория, факт, по которому соседствующие остров и река получили имя исторического персонажа? Итак, в краткости у нас накопилось на данный момент 8 версий. Версия №1 багай – сад. Версия №2 Багай (племенной бык, баран, здоровяк) – человек, владевший в прошлом этими землями. Версия №3 развилка донской речки Багай образовывало площадку между двумя оврагами, в народе называемую Бычок-Багай,- . Версия №4 «БаГай»- роща во влажном месте. Версия №5 Багай – слово, означающее гвоздодер, предмет, первоначально давший имя речке, а потом станице. Версия №6 утверждает, что потоки русского населения с Новгорода на Дон могли быть выходцами из славянских сел Багаевское Вятского края, Татарстана, Самары и др. Версия №7 говорит о том, что древний казачий род Богаевских мог в старину основать станицу. И, наконец, версию Л.В.Успенского о происхождении имени станицы от слова «бада» (лягушка, черепаха) мы критикуем, но не исключаем. Так что ставить точку в вопросах древней истории пока рано. Впереди, мы верим, еще много находок! Заключение Таким образом, изучение «островной» жизни багаевских казаков дает нам богатый топонимический материал, способный стать ключиками к местному краеведению, дающий бесценный пласт информации, обработка которой ведет к любопытным выводам. Дальнейшая задача, стоящая перед нами – создание топонимической карты станицы Багаевской и ее окрестностей. Итак, мы собираем воедино промежуточные выводы из глав работы: 1) «Остров» - противостоящий струям воды место суши. 2) Пойма Нижнего Дона исторически долгое время была динамической системой, постоянно меняющей русло, срезающей излучины… ну и главное, постоянно образующей и уничтожающей острова. 3) Казаки вели в силу обстоятельств, преимущественно островной тип жизни. 4) Островной тип жизни казаков предъявлял особые, архитектурные требования к обустройству казаков, параметрам казачьих городков. 5) Островной тип жительства требовал неприхотливости, мобильности городков. 6) Ограниченные границами островов казаки строили тесные скученные поселения. 7) Островная жизнь оказалась чрезвычайно опасна как стороны частых наводнений, так и со стороны столь же частых пожаров (из-за тесноты поселений). 8) Вскрыта хронологическая взаимосвязь некоторую взаимосвязь между смещением русел и границ Багаевского острова с движением станицы во времени и в пространстве с конца XVII по начало XIX веков. 9) С островом Буян, достопримечательностью современной станицы связана романтическая легенда о кладе Степана Разина. 10) Составлена сетка топонимов и гидронимов островов, на которых расположилась станица Багаевская в XIX веке. 11) Предложен спектр версий ключевого топонима округи «Багай» 12) Нам есть с чем подойти к официальному празднованию 365 - летия станицы в 2013 году.